Новости
#3.2009. Боевые Искусства Eurasia
Главная \ Тай чи цуань(тайдзи цюань) \ Истоки тайцзицюань

Истоки тайцзицюань

версия 1

  Вероятно, самое первое упоминание о создании Тайцзицюань встречается в книге "Исследования семейных хроник Сунов о происхождении искусства Тайцзи и его ответвлениях" ("Сунши цзячжуань тайцзи гун юаньлю цзи чжипай као"), написанной Сун Юаньцяо в период династии Мин (1368-1644). В ней утверждается, что еще в эпоху Тан (618-905) даос по имени Ли Даоцзы, обитавший в горах Удан в монастыре Наньянгун ("Южный утес") создал комплекс "Длинного кулака", получивший известность под названием "Сяньтяньцюань" или "Кулак Прежденебесного", который состоял из "37 форм". "Сяньтянь" (Прежденебесное) означает "состояние, бывшее до сотворения Вселенной". Рассказывали, что Ли Даоцзы никогда не ел подогретую или обработанную на огне пищу. Он питался в основном отрубями и очень редко разговаривал с людьми. Если уж он с кем-либо заговаривал, то произносил только слова "Великое будущее!", что означало "Желаю удачи!". 

 Тайные методы Ли Даоцзы позволяли достичь удивительного мастерства, которое "начинается в том, что не имеет ни формы, ни образа, продолжается через опустошение всего тела и завершается в естественности проявлений вещей" - фактически, проходит полный круг трансформаций в промежутке между бытийным и небытийным миром, охватывая целостность Космоса. 

 По преданию, Ли прожил более тысячи лет - с династии Тан до конца династии Мин (618-1644). Лишь своему лучшему ученику по имени Юэ Лянчжоу он открыл тайну внутреннего постижения "Длинного кулака":

 

Он беззвучен и бесформен.

Тело прозрачно, как воздух.

Все движения следуют пути природы,

Как звон большого колокола,

Что свисает с потолка старого храма.

Но порой слышишь рык тигра или крик обезьяны.

Воистину, в тихом болоте водятся черти.

Море вздымает ввысь свои волны;

Есть тогда звук и в теле, и в сознании.

 

Традицию этой школы перенял клан Юэ из южного округа Нинго и через два столетия в эпоху династии Сун весь Китай узнал о замечательных бойцах - Юэ Цинхуэе, Юэ Ичэне, а в XIII веке - об Юэ Ляньдане. Семья Юэ передавала "Длинный кулак" мастера Ли из поколения в поколение. Некоторые позиции этого стиля впоследствии перешли в Тайцзицюань, но каноническая "форма" этого стиля была утрачена.


версия2

 В династию Тан (618-905), по преданию, существовал стиль боевого искусства по технике исполнения подобный Тайцэицюань, но имевший несколько названий. Создал его отшельник по имени Сюй Сюаньпин, родом из области Наньвэй (современная провинция Аньхой, уезд Шисянь) на юго-востоке Китая. Он считался одной из самых известных и одновременно загадочных персон ранней истории Тайцзицюань.

 

Уже при жизни про Сюй Сюаньпина рассказывали удивительные истории, а его облик был поистине впечатляющ. Ростом он был более двух метров, огромная борода доходила до пупа, а волосы были такими длинными, что доставали до пят. Сюй жил на горе Цзыяншань, питался только сырой пищей и бегал быстро, как резвый конь. Он часто носил в город дрова на продажу и при этом всегда пел:

 

Утром несу дрова на базар,

А на закате возвращаюсь с вином.

Где же мой дом?

В зеленых лесах за облаками.

 

Стиль, созданный Сюй Сюаньпином, назывался Саньци ши ("Тридцать семь форм"), поскольку в нем было тридцать семь основных движений. Метод тренировки фактически сводился к выполнению отдельных поз в непрерывной последовательности, которая не была жестко зафиксированной. За продолжительность исполнения эту систему называли также "Чанцюань" ("Длинный кулак"). Изучив тридцать семь позиций ("форм"), ученик автоматически сводил их вместе в одно сложное движение, с "Восемью Триграммами в руках и Пятью Элементами в ногах", что означает, что все его принципы находятся в соответствии с "Каноном Перемен" ("И Цзин"). Вот лишь некоторые из названий позиций: "Подстрелить снежного гуся из лука", "Поза мусорного совка", "Воробей задирает хвост"

 

"Щелкнуть пальцами", "Гора Тань гневается", "Вращать жернов" и "Повиснув на дереве, лягаться". При этом упоминается, что движения "накатывали одно на другое, без малейшего промежутка между ними".

 

Сюй Сюаньпину также приписывают создание трактатов "О сердечном проникновении" ("Синь хуэй лунь"), "О великом назначении тела" (Чжоу гуань яо лунь"), "О важности 16-ти застав" ("Шилю гуань яо лунь") и "Песнь о назначении работы над собой" ("Гун юн гэ") и "Восьмисловной песни" ("Ба цзы гэ").

 

Пораженный рассказами об этом человеке Ли Бо (701-762) - величайший поэт эпохи Тан, совершил длительное путешествие, чтобы увидеть Сюй Сюаньпина, но, не застав его, оставил на мосту около его дома свои стихи. Сегодня этот мост называется "Мост встречи с бессмертным". Память об этом странствии Ли Бо сохранилась в его "Стихах о бессмертных-сянях".

 версия 3

  Еще одно боевое искусство, подобное Тайцзицюань, по преданию, создал мастер Ху Цзинцзы - Борода До Земли. Настоящее имя, дата и место его рождения не известны. Практиковавшееся им искусство называлось "Хоутяньцюань" ("Кулак Посленебесного") и включало семнадцать движений ("форм"), среди которых особое значение придавалось различным локтевым приемам. Основные "формы": отражение, откатывание, надавливание, толкание, втягивание, раскалывание, удар локтем и удар плечом имеют большое сходство с соответствующими движениями в Тайцзицюане стиля Ян. Унаследовал его мастерство некий Чжун Си.

 Во время путешествия в Янчжоу, знаменитый красивый город на северном берегу Нижней Янцзы, Ху Цзинцзы написал стихи, читая которые, можно представить себе его беззаботное и открытое отношение к жизни:

 Время идет,

Но это ни тебя, ни меня не тревожит.

Свободно странствуя по свету

И не встречая никаких препятствий,

Я чувствую весенний ветерок,

Когда играю на флейте в таверне.

 Эти истории о Ли Даоцзы, Сюй Сюаньпине и Ху Цзинцзы подтверждают существование в древности боевых искусств подобных Тайцзицюаню.

 В династию Лян (907-921) мастер боевых искусств Хэнь Кунью, разрабатывает стиль "Сяо Цзю Тянь" ("Девять Малых Небес"), который включает 14 движений, в том числе "Поднять кисть руки", "Одиночный кнут", "Большой и малый удары кулаком", "Схватить воробья за хвост", которые имеют точные соответствия в Тайцзицюань стиля Ян. А движения современного стиля Ян "Пятясь, отгонять обезьяну" и "Смотреть на кулак под локтем" полностью идентичны "формам" стиля, разработанного Хэнь Кунью - "Облако на голове обезьяны" и "Цветок среди листьев". Хэнь Кунью передает стиль Чэн Линьсяню, а тот - Чэн Ми, оба из этих мастеров упоминаются в исторических документах. 

 Мастер Чэн Линьсянь утверждал, что невозможно стать мастером Тайцзицюань без изучения "Канона Перемен" ("И Цзин"). Практикуя его, следует знать свои собственные намерения, но не раскрывать их никому. Эти слова исчерпывающе описывают практическое применение Тайцзицюаня.

 В эпоху Мин (1368-1644) искусство подобное Тайцзицюань изучали Сунь Юаньцяо, Юй Ляньчуань, Цюй Юэлян и Чжан Сунси. Но обо всех этих людях даже легенды рассказывают очень скупо.

   версия 4

  Термин «Тай-цзи» переводиться как «космос» и является производным от названия «Ицзин», «Или книги перемен». Однако достоверных свидетельств происхождения самого искусства не сохранилось, несмотря на обилие теоретических выкладок по этому поводу.

Существует летопись династии Тан (618-907), повествующая об отшельнике Шу Шуань Пине, владеющим искусством под названием «37 приёмов тай-цзи или «Ченьчуань» («Длинный кулак»), по аналогии с китайским названием реки Янцзы, поскольку выполнение напоминало плавное и продолжительное течение. Примерно в то же время на горе Удан проживал даоский священник Ли Дао Дзы, практиковавший искусство под названием «Первозданный длинный кулак», во многом напоминавшее «37 приёмов тай-цзи».

Первое упоминание термина «тай-цзи цюань» можно встретить в классическом трактате «Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги», написанном Ченом Линь Ши в последние годы правления династии Лиань (906-923). Учителем Чен Ли Ши был Хань Гонг Ю, назвавший своё искусство «14 приёмов тренировки тай-цзи».

 версия 5

ЗАН САНЬ ФЕН и просхождение Тай-цзи цюань

Большинство исследователей единодушно признают основателем тай-цзи цюань даоского священника Зань Сань Фена (иногда его имя произносят как Чан Сань Фун), жившего в конце правления династии Сон (XIII в.). После изучения в монастыре Шаолиня кунг-фу, цигун и дзен Зан Сань Фен продолжал совершенствоваться в боевом искусстве и духовном развитии в Пурпурном храме, на горе Удан.

По легенде: однажды Зан Сань Фен оказался свидетелем поединка между змее и журавлём (в некоторых источниках воробьём). Увиденное вдохновило его на создание стиля, сглаживающего жесткую динамику Шаолиньского кунг-фу и названного впоследствии «32 длинных кулака Вуданг». Позднее это направлениеполучило название «тай-цзи цюань». Зан Сань Фен стал первым мастером боевых искусств, отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком, «набивания» ладоней и пальцев в емкостях с горохом, поднятия тяжестей и отдавшим предпочтение «внутренним» методам тренировки», таким как контроль за дыханием, укрепление энергии ци и медитации. Он по праву считается родоначальником внутреннего кунг-фу, объединявшего стили тай-цзи цюань, пакуа и синьи. Большинство школ тай-цзи считают этого мастера основателем тай-цзи цюань, исключение составляет стиль Чень, о котором будет рассказано несколько позже. (Да кстати, сейчас в наше время можно поехать учиться на гору Удан, в одном из монастырей находиться школа интернат – кроме боевых искусств там обучают обычным предметам и английскому языку, обучение стоит около 500 $ в год).

Существует достаточно свидетельств реального существования Зан Сань Фена, хотя некоторые учёные склонны его мифологизировать. На горе Удан до сих пор покоятся две огромные каменные плиты, прославляющие Зан Сань Фена как даоского святого. Оба памятника были возведены во времена династии Мин императорами Сень Зу и Йинь Зон. В «Истории императорской династии Мин» есть запись о том, что Зан Сань Фен родился в 1247 году, изучал даосизм под руководством наставника по имени Огненный Дракон на горе Наньшань в Шенси и в течении девяти лет совершенствовал свой дух на горе Удан. Там же он стал известен как «Святой Бесконечного Духовного Достижения» и стал первым патриархом внутренней школы боевых искусств. В «Летописях Великой Вершины Горы Вечного Мира» есть упоминания о том, что он занимался исследованиями инь-ян космоса и изучал источник долголетия черепах и журавлей, причём добился ощутимых результатов.

  Последователем Зань Сань Фена стал даоский священник Тайи Жен Рен, славившийся своим искусством владения мечом. В конце правления династии Мин кунг-фу школы Вуданг, первоначально практиковавшееся даоскими жрецами Пурпурного храма, получило широкое распространение. Даоский священник Ма Ю Чень передал своё искусство ученику Ван Дзун Ю, который назвал технику «искусство тай-цзи цюань Вуданг».

 Двумя другими прославленными учениками Ма Ю Ченя стали Ми Ден Сиа и Гуо Ши Юань, получившие известеность как «два святых».

 Ван Дзун Ю передал искусство другому мирянину – Дзан Сунн Си, который в свою очередь, обучил Дан Си Нана. Учеником последнего стал Ван Дзен Нан, который ввёл понятие «внутренней школы», в отличие от «внешнего кунг-фу» школы Шаолиня. Считается, что Ван Дзун Ю и Дзан Сун Си передали технику вуданг семейству Чень из деревни Чень Жиа Гоу провинции Хенань, где искусство стало известным под названием «тай-цзи цюань». В то же время семейство Чень, основоположники одноименного стиля, утверждают, что искусство окончательно преобразовано в XVII веке их предком в девятом поколении, полководцем эпохи Мин Чень Ван Тинном, а Ван Дзун Ю был всего лишь учеником семьи.

" важно не откуда идет ТАЙ-ЦЗИ, а куда " в китае сейчас популизируют ТАЙ-ЦЗИ как оздоровительную методику и только,забывая,что это мощная боевая система.

 

1617.jpg  

гора Удан

Гора Удан, которую называют еще Тайхэ, является своего рода центром создания и развития многих направлений философии и древних китайских боевых искусств. С ее именем тесно связана история развития Ушу и Тай чи.

 На горе Удан - 72 вершины, 36 скал, 24 ущелья, 9 горных источников, 8 дворцов и 2 даосских храма. Вершина Тяньчжу возвышается на 1612 м над уровнем моря.

 Но не только красота самой горы привлекает туристов, а еще и знаменитый архитектурный комплекс на горе Удан. Строительство этого архитектурного комплекса длилось 12 лет, начавшись в 1412 году. Сегодня он включает 8 дворцов, два даосских храма, 36 монастырей, 72 скальных храма, 39 мостов, 12 павильонов и 10 храмов, где поклонялись душам умерших предков.